Виды горных лыж

Привет!!! Вы решили основательно подойти к выбору горных лыж? Тогда это статья для Вас! Мне самому стало интересно из чего и как сделаны горные лыжи, когда я попробовал на них встать, буквально недавно…да, еще мне захотелось сравнить виды конструкций горных лыж и сноубордов. Поэтому рекомендую ознакомиться с видами и конструкциями горных лыж, а в магазине обращать внимание на информацию к какому виду они относится…

Конструкции
Это то, что отвечает на вопросы «из чего?» и «как?» сделаны лыжи. В технологиях используемых при изготовлении лыж основными элементами являются:
скользящая поверхность (база), металлические канты, сердечник, различные усиливающие материалы, системы виброгашения, верхнее покрытие («рубашка»), дополнительные элементы (протекторы носка, пятки, платформы и др.); Современные типы конструкций: сэндвич, боковая стенка, кэп, торсионная коробка  и конечно же их комбинации.

1. Cap
«Кэп» — роль конструктивного «несущего слоя» выполняет верхний жесткий слой, к которому снизу «приделываются» остальные слои.

1. — Сердечник. Бывает деревянным, бывает пластиковым, бывает разным. Материал обычно указывается в спецификации.
2. — Скользячка. Это полиэтилен который собственно и скользит по склону. Бывает разный по составу и по структуре, но это отдельная история.
3. — Некая основа. Бывает что ее нет. Бывает что она есть. Нужна для того чтобы к ней прикрепить канты и просто собрать лыжу в единое целое.
4 и 5 — Вот тут как раз и кладуться всякие силовые слои типа титаналов и прочих систем жесткости.
6. — Внешняя оболочка. Как правило цветной пластик с картинкой который просто защищает внутреннюю структуру от повреждений.
7. — Кант

2. Sidewall (Боковая стенка)
В отличие от кэповых лыж, сердечник и дополнительные внутренние слои защищены и герметизированы с помощью вертикальных боковых стенок, расположенных по периметру лыжи и изготовленных из материала, отличного от материала верхнего слоя. Боковые стенки расположены непосредственно над кантами для дополнительного усиления и поддержки. Данный тип конструкции отличается более точной передачей усилия закантовки вследствие вертикальной природы производственного процесса.


1. — Сердечник. Бывает деревянным, бывает пластиковым, бывает разным. Материал обычно указывается в спецификации.
2. — Скользячка. Это полиэтилен который собственно и скользит по склону. Бывает разный по составу и по структуре, но это отдельная история.
3. — Некая основа. Бывает что ее нет. Бывает что она есть. Нужна для того чтобы к ней прикрепить канты и просто собрать лыжу в единое целое.
4. — Верхние силовые слои покрытые декоротивно-защитным слоем.
5. — Внутренние силовые слои.
6. — Боковой ABS — пластик который просто закрывает торец защищая от внешних повреждений.
7. — Кант

3. Сэндвич
Несколько слоев материалов, соединенных в лыже подобно бутерброду. Все они «работают». Жесткость, обычно, обеспечивают нижний и верхний слой, выполненные из жестких материалов. Sandwich (Сэндвич) часто путают с Sidewall по причине того, что последний внешне напоминает бутерброд с открытыми краями. Однако это совсем разные вещи. Sandwich (Сэндвич) относится к внутреннему содержанию и может быть облачен внешне как в Sidewall, так и в Cap. На рисунке показан сердечник с вертикальным набором компонентов,но бывает набор горизонтальный. Сэндвич может быть набран не только из дерева, еще из пластиков и прочих химических компонентов. Все зависит от производителя и его технологических фантазий. Нужно это для достижения большей торсионной жесткости лыжи (на кручение). Как правило все материалы имеют разную жесткость в разных плоскостях. Это молекулярные особенности материалов. Поворачивая материалы и комбинируя слоя можно получить оптимальные показатели.

4. Торсионная коробка (Монокок)
Cовременный тип конструкции лыж, который противопставляется традиционным «сэндвичам» и «кэпам». В данной конструкции середина лыжи находится находится в «обертке» из синтетических материалов или в металлической оплетке со всех сторон. Такая конструкция обеспечивает большую торсионную жесткость лыжи (лыжа не скручивается при нагрузке). Лыжа с большей торсионной жесткостью устоичивее в повороте, мягко идет по дуге, менее чувствительна к неровностям рельефа.

Надежность управления = Ключ к безопасности
Важное место в характеристиках лыжи занимает гашение вибраций (виброгашение), которые возникают в лыже и передаются Вам. На любых склонах есть микро-неровности: маленькие бугорки, твердые комки снега, следы от «ратрака» (машина ровняющая склон). При катании лыжа испытывает микроудары, вследствие чего начинает мелко вибрировать. Из-за таких вибраций носок и пятка не прилегают к склону — теряется контакт, а значит, уменьшается управляемость и надежность поведения лыжи. Качество виброгашения лыжи определяет ее поведение на средних и высоких скоростях: чем лучше поглощается вибрация, тем лучше и точнее идет лыжа по дуге, тем лучше держит Вас на леденистом склоне (кант по всей длине врезается в лед), тем лучше стабильнее ведет себя лыжа на больших скоростях.

P.S.:  В статье вы прочли далеко не все виды конструкций, а только основные. Мысль — прежде чем покупать, поищите отзывы пользователей о приглянувшейся Вам конструкции.

Share Button