Поход на реки Чуя и Катунь

Привет! Дорогие Мои Друзья!
Сплав по рекам Кузбасса
Сегодня мы узнаем о том, как можно отдохнуть сплавляясь по горным речкам. Это будет рассказ о рафтинге, и о Кемеровском туристическом клубе «Буревестник». Многие участники этого сплава хорошо мне знакомы, так как учился я  с ними в одном университете, компания веселая, добрая и хорошая…а это главное для отличного отдыха! Я не стану ничего изменять и поправлять в этой истории, пусть она остается такой как есть, поэтому цитирую моего друга, участника сплава и заядлого туриста Андрея Лазарева 🙂

Сплав по реке в Кемерово

«Все началось с того, что зимой с 2009 на 2010 год мы своей бандой с туристического клуба «буревестник» задумались о традиционном  весеннем водном походе. Так как практически все реки в нашей области мы уже посетили, и по рекам Алтая ходили уже не раз, то  выбор наш пал на поход, четвертой категории сложности, по рекам Чуя и Катунь. Начали готовиться заранее. Все было продумано и обсуждено. Было собрано снаряжение и закуплены продукты. Наняли машину и двадцать восьмого апреля поехали на Алтай. Нитка нашего маршрута была такой: г. Кемерово — пос. Чибит — сплав по р. Чуя — сплав по реке Катунь до поселка  Еланда —  г. Кемерово. На все про все было запланировано десять дней.

На просёлочной дороге в КемеровоОбщими усилиями был определен человек на должность завхоза в этом походе, им стал Дмитрий Говоров, который заранее закупил продукты на весь период похода. Выехали мы где-то часов в пять вечера. В «палате» (это такой торговый центр в г. Кемерово) закупили все необходимое в дорогу.  Ехали долго, примерно часов шестнадцать. В десять утра, а может и чуть пораньше, были около пос. Чибит на известной Чибитской поляне. Она находиться ниже по течению Чуи километр от пос. Чибит.

Пейзажи горного АлтаяГорный Алтай встретил нас прекрасной солнечной погодой. Несмотря на то, что на горах лежал еще снег, на улице было плюс тридцать градусов цельсия  Сразу же, не теряя времени, начали собирать катамараны, у нас в распоряжении их было два.

Пейзажи горного АлтаяПримерно к часу дня все снаряжение было собрано, и мы приготовились отправляться в путь. С собой были взяты камеры и небольшой перекус. Водитель с вещами нас будет ждать в определенном месте. И ночевать с нами. Так как река Чуя протекает практически на всем своем течении вдоль дороги, то потеряться там достаточно сложно. Но если постараться, то можно 🙂

Все барахло было погружено в машину, и  договорившись с водителем о месте встрече мы отправились в путь.

Сплав по рекам горного АлтаяПервым нашим серьезным препятствием третьей категории сложности был порог «Буревестник», он начинается через два километра после поляны. Он состоит из трех ступеней с различными сливами и валами в русле. Так же было очень много камней, так как вода у нас была ниже среднего уровня. Далее на воде, в течении нескольких километров, встречались лишь отдельные валы и небольшие бочки вплоть до самого порога «Бегемот». Локацию реки Чуя можно посмотреть вот здесь : http://nikolay-siv.narod.ru/maps.html.

Стоит заметить, что все препятствия на реке шли кильватерной  колонной со страховкой с воды. Таким же путем и проходили порог «бегемот» четвертой категории сложности. Первым шла четверка под руководством Дмитрия Говорова, а мы, двумя спас концами, страховали после второй и четвертой ступени этого замечательного порога. Они прошли удачно и зачалились на левый берег для страховки моего судна. Мы прошли первую ступень и в тишке нас бросило на камни влево. Меня смыло с кормы, и дальше путь до четвертой ступени я продолжал возле катамарана. Только когда понял что нас несет в право от « акульего плавника» (так называется торчащий камень посреди реки. Если обходить его справа то, все может закончиться плачевно), я вылез на катамаран и скомандовал всем держаться крепче.  Ну, все прошло удачно и мы продолжили дальнейший путь.

Туристический отдых в горном алтаеСразу за порогом, метров в семьсот, должна быть наша стоянка — это достаточно пологая полка справа. Но мы ее прошли и пришлось возвращаться. Как раз встретили по дороге водителя. Который был нам рад. Он просто посмотрел порог и сильно удивился, как там можно ходить. И он еще раз убедился, что мы самоубийцы. На стоянке поужинали и уснули мертвецким сном. Так как с выезда из Кемерово мы поспали всего четыре часа.

Активный туризм в горном алтаеВ семь часов утра был подъем и завтрак, а так же внеплановый ремонт. Наверное зацепили один из камней в пороге, или при переноски судна обратно по дороге. Погода опять была райская, плюс тридцать градусов цельсия, и, стоит заметить, так было все десять дней. Часов в одиннадцать мы опять погрузили рюкзаки в машину, и по воде отправились в дальнейший путь. Впереди на сегодняшний день было запланировано несколько порогов и шивер. Стоянка за пос. Йодро. Все они были пройдены без каких либо приключений и происшествий. А вечером мы опять пели песни, и болтали допоздна.

На следующий день, да и на последующие, все было по одному и тому же расписанию: подъем, завтрак, сборы и в путь, стоянка, обустройство лагеря, ужин, и дальше кому-что…

Но в этот день у нас на пути было два самых серьезных препятствия. Это пор. «турбина» и порог «горизонт». Которые поле просмотра были пройдены замечательно всеми членами группы.

Бурные реки горного АлтаяСплав не для новичков в Сибири

Сибирские рафтерыНочевка была запланирована напротив устья Чуи и Катуни на левом берегу реки, на турбазе. Там есть хороший подъезд для машины и места для ночевок, прям на песчаном берегу.1

Песни под гитару у костраТам есть даже беседки 🙂 На устье так же был осмотрен местный памятник культуры Алтая. И зачалились мы часов в пять. Это была наша последняя ночевка с водителем. Так как р. Катунь с места впадения р. Ильгумень отходит от дороги и возвращается к ней только в пос. Сема.1

Солнечный отдых на АлтаеС утра стартовали рано, перед порогом «Ильгумень» встретились с водителем, привязали рюкзаки к катамаранам и продолжили путь. Пор. «Ильгумень» был пройден отлично всеми судами. Дальше было еще несколько шивер , почти таких же как порог, и место нашей стоянки и днёвки (когда весь день на одной стоянке стоишь) устье волшебной и неизведанной реки Кадрин. Там ниже устья через один, а может два километра, есть ровная высокая полка справа. С воды очень плохо видно! Но мы зачалились, и занялись бытом. На следующий день спали допоздна, так как никуда идти не нужно. Но солнце выгнало нас из палаток уже часам к девяти.

Экстримальный рафтинг в СибириМы продолжили сон на ковриках на улице. Пока совсем не спеклись. Потом решили сходить на сам Кадрин. Стоило подняться в гору а потом вверх по течению Катуни, и  выходишь как раз к устью. Там красота конечно неописуемая. Горы, вода и различные растения,  не такие как на р. Чуя, хотя всего-то семьдесят километров разница. Вода в реке Кадрин не просто холодная, а холодная «писец» 🙂 Но была жара и мы даже искупались. Кстати, там есть огромный родник, в котором наичистейшая вода. С самой реки Кадрин можно даже пить не боясь.

Мы пошарились там, и вернулись в лагерь. Как хорошо, что на Алтае нет комаров, и мы благополучно упали спать до вечера. Потом опять орали песни допоздна.

На следующий день было запланировано прохождение порогов «шабаш» и «шабаш-2», и ночевка на устье великой реки Сумульта.

Особняк в горном АлтаеВыдвинулись как обычно в  одиннадцать утра, и где-то к часу были на порогах. После просмотра они были благополучно пройдены, и можно было расслабиться, так как впереди на пятьдесят километров никаких порогов не было. Спокойно дошли до устья реки Урсул. От туда можно позвонить домой, ловит только МТС. Так как там, по слухам,  дачу В. В. Путина строят.

Сплавы по рекам СибириНа тот момент ее еще строили. А в 2012 году мы там были, она уже готова была. Не знаю конечно правда это или нет, но такую огромную дачу, проделанную в горах дорогу, стоимость ее, где-то прочитал обошлась в десять миллионов рублей, плюс еще и линия электропередач еще столько же 🙂 Не все богатые люди могут себе позволить такую роскошь.

Мы позвонили родным и близким, и пошли дальше. Еще двадцать минут и мы были на устье реки Сумульта. Стоянка наша как раз была напротив той дачи. Обустроили лагерь и сходили посмотреть на реку. Потом опять вечерние мероприятия и спать. На следующий день мы стартанули рано, так как нам надо было пройти пятьдесят километров до следующей стоянки перед порогами «Тельдекпень» и «Тельдекпень 2». Пришлось конечно тяжело, так как весь день дул ужасный ураган в лицо. И скорость от этого была намного меньше. Уставшие мы пришли на место где-то к шести вечера. Это ночевка была последней в этом походе, так как на следующий день мы должны были встретиться с водителем и ехать домой.

Так оно и случилось. С утра по быстрому прошли уникальные по своей структуре пороги «Тельдекпень» и «Тельдекпень 2», так же прошли порог «Бийка» и «Еландинский». За опорой бывшей дамбы встретились с нашим водителем, который был нам очень рад. Ведь он прожил без нас пять дней, и ему конечно  было скучно.

Далее быстро разобрали и высушили катамараны, собрали и погрузили все барахло в машину, и поехали в сауну. Погода была просто супер, но после девятидневного посещения холодной воды, просто хочется хорошенько пропариться. Так и сделали. Сауна была наша стандартная, в пос. Сема. Про нее еще года три назад узнали, и теперь всегда моемся только в ней.

Сауна в пос. Сема

По дороге заехали в пос. Чемал, сходили в шашлычку и съели с удовольствием все шашлыки, которые там были 🙂 🙂 🙂

Уж очень  мясной пищи хочется после такого похода.

Так и вот, помылись в сауне и часов в восемь вечера выдвинулись в сторону г. Кемерово, часам к  десяти утра были дома.  Кемерово встретил нас со снегом.»

Вот и закончилось наше увлекательное путешествие, но впереди еще много таких же и даже лучше. Если кто-нибудь заинтересовался, то обращайтесь, пишите сообщения, выходите на связь с нами 🙂