«Back Country» — Пик Дураков

Поднебесные Зубья (хребет Тигертиш) — обширный горный массив, расположенный на границе Кузбасса и Хакассии. Высоты господствующих вершин — 1600..2200 метров над уровнем моря. Максимальный перепад от подошвы до вершины — до 1000 метров.

В районе станции Лужба Красноярской железной дороги имеется ряд таежных приютов вместимостью до 20 человек. На приютах имеются бани.
Для горнолыжников и сноубордистов наибольший интерес может представлять так называемый пик Дураков — вершина высотой до 1800 метров, расположена ближе всех к железной дороге. Перед штурмом вершины можно остановиться в одном из трех приютов, расположенных с разных сторон горы. Это приют Глухариный на ручье Амзас, приют Алгуй на одноименном ручье, и приют Куприяновский, на Малом Казыре. Расположены они в 8, 10 и 15 км соответственно от станции Лужба, т.е. в пределах одного ходового дня, если идти ножками. Добраться до Алгуя можно на снегоходе точно, а до остальных — не всегда. Кроме того, на Алгуй можно попасть от остановки электрички Казыр, наняв попутную машину, едущую на тальковый карьер. От карьера остается пройти 2 км и вы на приюте. Еще от карьера можно свалить на Амзас к приюту Глухариный. Это будет первый скромный offpiste — спуск довольно крутой и составляет 200-300 метров по высоте.
Самый большой перепад высоты с пика Дураков — на восток, в сторону приюта Куприяновский и составляет около 1000 метров. Здесь же и наиболее чистый от леса спуск, т.к. почти от самой вешины и до подошвы идут друг за другом курумники, зимой засыпанные многометовой толщей снега и представляющие собой обширные снежные поля, кое-где перемежающиеся участками пихтового и кедрового леса.
С западной стороны пика Дураков, в сторону ручья Амзас и приюта Глухариный, перепад высоты составляет тоже порядка 1000 метров, но в самом конце спуска придется преодолеть густой лес и небольшой мелкосопочник, прежде чем выйдем к ручью Амзас и приюту.
С южной стороны пика Дураков, в сторону приюта Алгуй спуск составляет порядка 700-800 метров по высоте. В самом конце спуск очень пологий и километра 1.5-2 придется идти до приюта.
На предвершинном гребне пик Дураков зимой представляет собой суровые горы со свистящим ветром, участками фирна а иногда и твердого «бутылочного» льда, выступающими камнями, кое-где попадаются надувы и карнизы из снега. Спустившись метров на 200 мы попадаем на обширные курумники с уже довольно мягким и глубоким снегом при полном отсутствии леса. Еще ниже метров на 200 уже начинается зона леса, поляны и мягкий снег до самого подножья.

Договориться о пребывании на приютах можно в Междуреченске, в фирме Простор-тур. Телефонов нет, но узнать можно при желании.
Лучшее время для поездки с горными лыжами на Пик Дураков — февраль-апрель. В это время толщина снежного покрова достигает 3-4 метров и снег уже не очень рыхлый — метели и морозы уже сделали свое дело и снег уплотнился до того состояния, когда по нему можно ходить на лыжах, а выше зоны леса и в снегоступах. Если ехать в декабре-январе, качество снега для спуска на горных лыжах конечно лучше (настоящий пушистый паудер, разлетающийся от дуновения как пух), но подняться по такому снегу на гору не реально.
Для катания на Поднебесных Зубьях вам понадобится кроме горнолыжного снаряжения еще и некоторое специфическое туристское снаряжение: лесные лыжи, снегоступы, ботинки подходящие для них и конечно же рюкзак. Наличие и лесных лыж и снегоступов считаю необходимым, т.к. перемещаться по сугробам на одних только снегоступах очень трудно. Снегоступы можно использовать уже на значительной высоте, где снег плотнее, чем внизу, в лесу.
Катание такого рода нынче обзывают модным словом «Back Country». Это когда спуститься с горы можно разве что один раз в день, потому как на второй подъем в гору ножками силенок уже вряд ли хватит.
Еще о Лужбе. В непосредствоенной близости от станции (20 минут ходьбы) расположена база КСС, с несколькими домиками-приютами, где тоже можно остановиться на ночлег. Но это место попсовое, там много пионеров и алкаголиков, которым лень идти дальше в тайгу. 3 года назад там пытались построить трассу. Прорубили просеку на соседней кочке, поставили бугельный подъемник, но возникли проблемы с подключением электричества и начинание заглохло. И неизвестно, будут ли доделывать.

Эта база ценна тем, что там можно договориться насчет снегохода. Погонять на лыжах за снегоходом на веревке говорят прикольно, сам не пробовал. Да и доставка на верхние приюты будет значительно легче.

P.S.: Я бы совершил подобную акцию, если найдется компания.

Share Button