Ергаки — мои первые горы! (Часть 7)

Водопад Тушканчик

Просохнув окончательно мы отправились в лагерь. На обратном пути мы уже на час остановились в альп-избе, где были знакомые Деда из Минусинского альп-клуба. Как я понял, в этот раз в их лагере были хорошие ребята. Их руководитель рассказал нам, что они на днях собираются на Птицу и на Звездный! Угостившись дармовыми конфетами и чаем мы продолжили свой путь. Через пол часа мы были в уже ставшем нам родным лагере на Светлом.

На следующий день после днёвки мы отправились на Озеро Золотарное и перевал зелёный….

Озеро Золотарное — перевал Зеленый

9 июля

Пообедав утром (то есть позавтракав) мы готовились к третьему, заключительному и самому большому кольцу с запланированными пятью ночевками (позже оказалось что понадобится шесть). Только мы начали собирать вещи, как мимо нашего лагеря в восточном направлении прошли ребята из соседнего лагеря. Они, так же как и мы, шли на озеро Золотарное. Но так как мы еще не были готовы, то они пошли дальше без нас.

В 11 часов мы наконец были готовы и вышли за ними. Обогнув хребет и гору Видовка мы вышли к озеру. Через 1,5 часа мы подошли к озеру на котором уже стояли ребята. Некоторые из них пили из банок сгущенку – зрелище, тогда для меня невыносимое из-за того, что у нас не было так много вкусного. Я пошел на озеро. Там, засучив штанины, мы сидели с Серегой на камнях.

Отдохнув, в 13:30 мы вышли от озера в направлении перевала Восточный, а наши «конкуренты» собирались покорить пройденный нами два дня раньше перевал Пикантный, но с обратной, более сложной стороны.

Только мы подошли к подножию перевала, как у меня вдруг (во второй раз) заболел живот. Я быстренько «сходил по нерпу», но боль так и не проходила. Я ничего не говорил и молча лез на перевал. Было довольно тяжело. И так перевал тягучий, пахотный, да еще живот болит! Но каким-то образом я все же забрался на перевал, на котором находился огромный валун-останец, в тени которого мы и устроились на привал.

Прикончив на пятерых бутылку воды объемом 1,5 литра, съев по кусочку сыра и колбасы и заев это пятью (по одной на каждого) конфетами я вдруг заметил, что живот не болит, и наконец-то мог внимательно изучить окрестности. А они были действительно прекрасны: далеко впереди раскинулось озеро, похожее на два, сделанных человеком, бассейна. Один из которых был в два раза больше другого. Называлось все это озеро Безрыбное, на котором, говорят, водится хорошая рыба!

Озера Безрыбные с перевала Зеленый

В половине пятого мы начали спускаться вниз. Этот перевал (Зеленый) был один из самых легких из тех, на которые мы поднялись за этот поход, всего 1А. Спустившись к самому подножию мы увидели слева удивительную картину: словно гигантские башни стояли три величественные вершины. Между которыми еле просматривались узкие щели – перевалы. Немного ниже и левее был очень красивый водопад, к которому, к сожалению, мы так и не сходили.

Сперва мы хотели разбить лагерь прямо у ручейка, который словно необъезженный скакун прыгал по камням. Но заметив в ста метрах ниже небольшой сухой холмик с лесом, мы двинулись туда.

Пока варился ужин, я решил немного позакаляться, так как день выдался очень жарким. Я спустился с пригорка, на котором мы поставили лагерь к ручью у его подножия шириной не больше метра и глубиной по колено. Раздевшись до плавок я целиком погрузился в этот ледяной ручей. Сначала меня чуть не поразил удар холода, но немного потерпев я вылез из воды и устроился на камне под вечерним, но все еще палящим солнцем. Такую операцию я повторил раза три, после чего вернулся в лагерь.

После ужина каждый занялся своими делами. «Дед» с т.Наташей, как обычно, резались в «балду». Смысл её заключается в том, что игроки имеют перед собой квадрат 8х8 клеток со вписанным туда по горизонтали одним словом. Затем, по очереди, каждый игрок вписывает туда букву так, чтобы получилось новое, как можно более длинное слово. За каждое слово даются очки из расчета одна буква слова – один балл. Попытавшись поиграть в «балду» с ассами я вскоре понял, что тут мне ничего не светит. В этот вечер мы с тетей Нелей засиделись у костра за разными походными байками и легендами.

11:10 – вышли из лагеря
13:50 – начали подъем на перевал
15:00 – 16:20 – пер. Зеленый (1А)
17:00 – лагерь

Радиалка на озера Безрыбные

10 июля

На этот день, «по причине красивости здешних мест». Но проведя в горах вот уже больше недели нам было непривычно сидеть весь день в палатках, тем более при такой хорошей погоде. Позавтракав, в 12 часов, мы вышли к озеру Безрыбное. Путь был довольно легкий и чуть меньше чем за час мы были на каменном берегу озера. Я, как обычно, быстро снял ботинки носки, закатал брюки и опустил ноги в воду. Эта нехитрая процедура удивительно хорошо расслабляет уставшие мышцы ног.

Немного посидев на камнях (а «дед» и т.Наташа даже поплавав) мы стали готовить небольшой обед. Было тихо и мы заметили, что по спокойной глади озера плавают две утки. Достав бинокль мы пол часа наблюдали за этими дикими и непугаными животными. Они подплыли так близко, что мы смогли рассмотреть их даже невооруженным глазом. Сразу было видно, что эти птицы еще не слышали выстрелов ружей и человеческих голосов.

Отдохнув мы решили дойти до перешейка между двумя половинками озера. На перешейке росли лиственницы и я отколупал от дерева кусочек смолы. Сначала он был довольно горький, но потом стало ничего. Единственное – от серы очень устают челюсти.

Вернулись в лагерь и заснули как обычно.

12:00 — выход из лагеря
12:50 – 17:00 – отдых на озере Безрыбном
17:45 – лагерь

Перевал Близнецы Западный

11 июля

Позавтракав, в 9:50 выходим из лагеря в северном направлении. Перед нами необычная стена из трех огромных вершин, напоминающих башни средневекового замка. Мы идём на средний перевал – Западные Близнецы (1Б). Подъём простой, и уже через час хода, в 10:50 мы около перевального тура. Снимаем очередную записку, оставляем свою.

Озеро Ледяное с перевала Близнецы

В 11:05 начинаем спуск по узкому, довольно крутому кулуару. Без веревки здесь, пожалуй, не обойдешься, хотя можно пройти и в распоре. Веревка может пригодиться только на двух участках, 8 и 5 метров. Мы прошли их дюльфером с верхней страховкой, страхующий прошел эти участки свободным лазанием. Всего через 45 минут мы уже обедали под перевалом. После 2-ух часового обеда решаем идти дальше, но через пять минут натыкаемся на подходящее для ночевки место, и решаем никуда больше не идти, и в 14:00 ставим палатку на левом берегу ручья Ледяной около небольшого озерка.

Спуск с перевала Близнецы

Отдых на фоне перевалов Близнецы
Слева — перевал Близнецы Восточный (2А), в центре — Близнецы Западный (1Б), справа — перевал Высоцкого (2А).

9:50 — выход из лагеря
10:50 — 11:05 – перевал
14:00 – лагерь

Отсидка на озере Ледяном

12 июля

За 40 минут ходьбы без рюкзаков сходили на озеро Ледяное. Жалко что видимость была плохая, а после обеда вообще зарядил нудный моросящий дождик, и остальную часть дня просидели в палатках. Пятнадцать лет спустя Михаил Попов прекрасно передал в своих фотографиях фантастическую красоту этого озера!

Озеро Ледяное

13  июля 1996 года нас ждало восхождение на знаменитый Зуб Дракона…рассказ продолжится в 8 части «Ергаки — мои первые горы!»

P.S.: Эта история подробная и интересно написана автором. С 1996  и до наших дней природные красоты Ергаки сохранились. Информация и фото взяты с этого сайта.