Ергаки — мои первые горы! (Часть 2)

Вверх по реке Тушканчик

Не успев выйти из автобуса мы увидели нашу знакомую, Римму Ивановну, которая уже поджидала нас. Поздоровавшись мы двинулись в путь. Но не прошли и ста метров как подошли к лагерю. Там было очень много народу от мала до велика: и дети и взрослые. Одни сидели и разговаривали, другие шутили, третьи суетились по лагерю. Посидев в их лагере мы двинулись вверх по Тушканчику. Надо сказать что сначала настроение было не очень из-за того что нам сообщили: «За две недели до нашего прихода, как раз во время начала похода группы Риммы Ивановны, начались дожди и из 15 дней проведённых ими в Ергаках 12 дней шёл дождь». Тропа по которой мы шли была грязная и мокрая. Рюкзак казался мне ужасно тяжелым. Мы шли с остановками через 15-20 минут. И пройдя какую-то «муравьиную горку» мы встретили трёх ребят. Они оказались участниками группы Риммы Ивановны.

У места с забавным названием «муравьиная горка» решили переночевать. Это была первая моя ночёвка в палатке и тем более – в горах. Мальчишки рассказывали нам о сложностях похода, и выглядели очень серьезно и важно, видимо, принимая нас за «чайников», которые ничего не понимают в настоящих походах. Вечером готовили ужин и пилили дрова. Было очень интересно смотреть на довольно слаженную работу всех в лагере, и я подумал, что и я скоро буду точно знать что надо делать без посторонней подсказки. В этот день мы прошли всего 4 км., но этого мне показалось достаточно. Чистого ходу около 1,5 часов.

3 июля

Хорошее солнечное утро. Идём всё так же вверх вдоль левого берега реки. Примерно через час дорогу нам преграждает ручей, впадающий в Тушканчик. Оказывается, что этот ручей вытекает из озера Светлое. Не переходя его, идём дальше вдоль берега, довольно быстро набираем высоту. Слева показываются горы. Хорошо видно «Птицу» и «Звёздный» – наиболее известные вершины хребта Ергаки. Выходим на огромное поле, сплошь покрытое жарками и черемшей. Набираем немного на обед. Поворачиваем налево, и через 10 минут оказываемся на озере Светлое.

Река Тушканчик

Луга с черемшой и жарками (огоньки) около озера Светлое

Базлаг на озере Светлом

Озеро Светлое – одно из самых удобных мест для базового лагеря при кольцевом варианте маршрутов. От сюда легко добраться до озера Малое Буйбинское, попасть в долину реки Тайгиш через озеро Горных Духов, или по неплохой тропе всего за пару часов оказаться на озере Золотарное. Именно здесь мы решаем ставить свой базовый лагерь, который станет отправным пунктом трёх наших колец и одного радиального выхода. Здесь тёплая вода, много места для палаток, вокруг много леса и с дровами проблем не много. Кроме того, совсем недалеко от дороги, и в случае чего, налегке, можно за 2 часа добежать до дороги.

На озере Светлом на фоне пиков Птица и Зуб Дракона

Сразу после обеда выходим. Берем с собой еды на 3 дня, остальное в «заброску». Сейчас нас 10 человек: нас пятеро и Рима с четырьмя парнишками. Обходим озеро Светлое слева, недалеко от берега переходим по бревнам ручей, который берет свое начало здесь. Дальше движемся по хорошей тропе. Проходим несколько небольших «гнилых» озерка, и выходим к ключу Медвежий. Пересекаем его по перекинутому бревну, в брод без страховки не пройдешь. На правом берегу стоит альпизба. Заходим во внутрь – никого. Дальше снова по тропе до реки Тушканчик. Переходим в брод, и берём путь прямо на перевал Тушканчик (н/к), находящийся справа от вершины самой горы Тушканчик, древнего вулкана с разрушенным кратером.

У избы минусинцев (говорят, сгорела через пару лет

Ручей Медвежий

На фоне горы Тушканчик

Перевал Тушканчик (н/к, 1700 м) — действительно н/к (никакой!, правильно «нет категории») — лес, трава, местами даже конская тропа. Одним словом – тягун. Перевальная седловина очень широкая. Во время перекура сбегали поближе к вершине. Там, со дна кратера, по внутренним склонам можно делать технически не простые восхождения с применением техники скалолазания. Дальше спускаемся вниз, к озеру Малое Буйбинское. К месту ночёвки подходим только в 21:30. Палатки ставим прямо на огромных валунах, так как это единственное сухое и почти ровное место в округе. К тому же, в случае ливня, бояться того, что вода пойдет под палатку нечего.

Висячий камень» и перевал Художников

4 июля

С утра сходили на «Висячий камень» – огромный валун на вершине горы, лежащий на земле лишь небольшой частью, и образуя огромный навес. Название же такое из-за того, что лежит этот камень на краю большого обрыва, так что как будто висит. Многие пытались столкнуть его, но никому не удавалось, уж слишком тяжёл этот камушек.

На хребте около «Висячего камня»
Внизу — озеро Нижнее Буйбинское

«Висячий камень» — визитная карточка Ергаков!
Внизу — озеро Малое Буйбинское (Радужное)

Висячий камень

Небольшое безымянное озеро под перевалом Художников

В 16 часов выходим на перевал Художников (1Б). Подъём от лагеря на озере Малое Буйбинское до перевального влета занял всего 1,5 часа. Подъём на перевал из долины реки Нижняя Буйба очень прост, и занимает не более 30 минут. На перевале отдыхаем и любуемся горами. Перевал назван так не зря. Внизу – красивейшая троговая долина реки Левый Тайгиш. Справа виднеется, напоминающий лезвие штыковой лопаты, пик Звёздный (2265 м), а немного левее и в вдалеке – пик Зуб Дракона (2176 м).

Седловина перевала Художников и пик Молодежный

Долина реки Тайгиш с перевала Художников

На первом категорийном перевале вместе с дядей Вовой Фиофиловым
Позади высочайшие пики хребта Ергаки: Зуб Дракона, Звездный, Птица.

Спуск довольно сложен….читайте далее =>здесь<=.

P.S.: Эта история подробная и интересно написана автором. С 1996  и до наших дней природные красоты Ергаки сохранились. Информация и фото взяты с этого сайта.