Сплав по реке Мундыбаш. Первая категория — первые впечатления

Здравствуйте Дорогие Читатели!
IMG_1697Как я и говорил: «Хочу попробовать себя в рафтинге», хоть разок сплавиться по реке, познакомиться с этим видом активного отдыха. Сегодня мы поговорим о том, что стоит ожидать от первого сплава, какие эмоции вы испытаете, какие впечатления получите. Узнаем особенности этого вида спорта, некоторые  из действующих названий, таких как: отлом, табанить, работать на ход, заходить лагом…

Предложение
В один прекрасный весенний вечер, мой друг рассказал мне, что собирается отдохнуть на выходных, отправляясь на сплав первой категории по реке Мундыбаш в Таштагольском районе. Для него это уже далеко не первый сплав, тем более первая категория, поэтому это только отдых. Я спросил его: «Дим, если у вас будет свободное место, спроси про меня, а то в городе мы почти не видимся, а там пару дней хоть пообщаемся, а не один час в месяц». Так и случилось, место у них было, и меня пригласили поучаствовать в этом спортивном водном походе…

Река Мундыбаш
Река Мундыбаш является правым притоком р.Кондома и протекает преимущественно с юга на север. Она берет начало у горы Пустаг (1570 м). Длина ее 120 км, средний уклон в верхнем течении 9,9 м/км. Характер реки – паводковый. Паводок – весенний и связан с таянием снегов, в этом районе обычно обильных. Сплав имеет смысл только во время паводка, обычно на майских праздниках. Ширина реки в это время составляет от двадцати до пятидесяти метров. Основной сплавной участок на реке расположен между о.п.521 км и станцией Мундыбаш железнодорожной ветки Новокузнецк-Таштагол. Часто туристы заезжают даже выше станции Калары и сплавляются оттуда, но в спортивном плане там ничего нет, кроме обхода кустов. От станции Мундыбаш, где река Мундыбаш впадает в реку Кондома, можно плыть по реке Кондома почти до Новокузнецка. Кондома здесь имеет характер равнинной реки и в спортивном плане интереса не представляет. Растительность является типичной для этой местности – смешанный лес, преобладают хвойные деревья, но хватает и лиственных пород деревьев. По берегам в пойме реки много тальника.

Сборы
Это был уже известный мне клуб «Буревестник», в котором состоят мои друзья и однокурсники. Но не подумайте, что там все свои, есть и новички, и не только студенты, если у вас благие намерения и желание отдохнуть в дружной команде, то двери клуба открыты и для вас. Для меня сборы начинались со встречи всех участников сплава в клубе, в семь часов вечера восьмого мая. Предварительно укомплектовав в рюкзак необходимые мне вещи, я поехал в клуб (Шестой корпус Кемеровского Государственного Университета).

В клубе нужно было распределить продукты по рюкзакам всех участников, упаковать палатки, рафт, катамараны, выбрать весла, каски и спасательные жилеты (далее: «Спас»). Упаковка катамаранов и рафта начинается с проверки его состояния, проверки баллонов и его целостности. Палатки мы тоже смотрели, чтоб и колышек хватало, и тент был целый, и все дуги были на месте, согласитесь, что проверять в городе проще, чем исправлять проблему на берегу реки. Собрав весь нужный нам инвентарь, мы пошли загружать микроавтобус.

Дорога
Дорога предстояла нам долгая, ночная, семичасовая, от города Кемерово до железнодорожной станции Калар (интересный участок для рафтинга именно этот, а дальше река имеет равнинный характер), поэтому на выезде из города мы заехали в торговый центр и купили продуктов в дорогу.

По пути, как это обычно и происходит, все участники сплава бурно общались и узнавали друг друга ближе. Приехали на место мы приблизительно в шесть утра, разгрузили прицеп, и сразу начали готовиться к сплаву.

Судна на воду
Если вы спросите меня, чем отличается водный поход от пешего — сборами плавательных средств. Распаковать и накачать их это самое простое, а вот вязать узлы (стропы), это куда более долгое и неприятное занятие.

Узлы мы вязали из резины, которую еще в клубе нарезали из старых автомобильных камер, взятых на шиномонтажке даром.

Почему резина? Дело в том, что резина хорошо стягивает части катамарана и мокрая крепко держится. Резиновые узлы поддаются деформации, и катамаран, при прохождении порогов может гнуться, а не ломаться, да и устойчивее становится. Не знаю, придуман ли другой материал для этих целей, но в России это самый распространенный способ скрепления частей катамаранов. В нашем распоряжении был новый четырехместный катамаран, с металлическими трубами, а не деревянными, но их совершенно также связывали резиновыми стропами.

В то время пока мы занимались катамаранами и рафтом, оставшиеся члены нашей команды готовили завтрак. Так как обязанности были распределены заранее, на ответственных за костер, завтрак, судна, мы сработали оперативно и спустили судна на воду. После спуска на воду, нагретые на солнце катамараны, нужно облить водой, чтоб расширенный воздух уменьшился в объеме, приняв температуру реки. После этого судна нужно подкачать до рабочего состояния и приступить к погрузке вещей.

Желательно приобрести «драй-бэг», это непромокаемый рюкзак (скорее труба с лямками), который очень удобен в использовании для сплавов по рекам. Если у вас такового не оказалось, то с помощью пакетов для мусора и скотча придется исправлять ситуацию.

Уложив все рюкзаки, крепко и со всех сторон привязываем их веревками, конечно на первой категории вряд ли нужно сильно стараться, но лучше сразу привыкать все делать грамотно и правильно.

Отчаливать от берега нужно задней частью судна (кармой) по течению, носом против течения. Колону группы по правилам безопасности должно завершать судно, на борту которого находится аптечка и ремонтный комплект (рем.комплект).

День первый
В первый день погода нас порадовала, начиная с восьми часов утра, солнце уже хорошо согревало, весь день был солнечный и теплый. Зачалились (припарковали судна у берега) на обед мы у родника, где приготовили вкусный салат и бутерброды, с помощью газовой печки-горелки нагрели чай.

IMG_1750Пообедав мы продолжили путь и часов в шесть остановились на берегу, где решили разбивать лагерь для ночевки. Стоянка была просторной, с дровами проблем не возникло, так как на берегу было достаточно прибившихся во время весеннего паводка сухих веток. Единственное что беспокоило меня, так это наличие клещей, которых, как я считаю, было достаточно. В этот день мы не встречали никаких препятствий, кроме маленьких волн, которые якобы называют порогами. Хотя, если вдаваться в лексику, то порог – это каменистый или скалистый участок в русле водотока (реки или ручья) с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды, образовавшийся вследствие ступенчатого размыва русла, если материал его неоднороден. Также различают следующие элементы порога: Бочка, Вал, Завал, Камень, Прижим, Слив, Струя, Улово, Противоток. Ничего подумал я, у нас еще два дня впереди, еще увижу нормальные пороги. Вечером мы поужинали, посидели у костра, попели различные песни под гитару, пообщались на различные интересные темы, да и просто отдохнули, как говорится, от души.

День второй
Утром погода дала нам шанс позавтракать и двинуться в путь, после чего пошел дождь, благо он был короткий, и луч солнца золотого быстро нас согрел. Настроения дождь никому не испортил, позитивное состояние духа не покидало нас все время пребывания в походе.

Да и грести нам, как оказалось, пришлось всего два часа, так как в первый день мы прошли намного большее расстояние, чем рассчитывали. Вторая наша стоянка располагалась на так называемой «Змеиной поляне», названной так не просто так, оказывается, там водятся змеи, и некоторые из них ядовитые. Мне говорили, что там можно найти даже гадюку…Я особо не искал, но как и полагается «нашему человеку» ходил вдоль берега не однократно, и в одну сторону, и в другую, поднимался вверх по склону, но так и не удалось мне увидеть ни одной змеи. Так что бояться точно нечего…кроме клещей конечно. С дровами там также проблем не возникло, но мы заранее напилили ручной пилой бревнышек потолще, чтоб подольше посидеть у костра с гитарой. Сделали импровизированную оградку для костра, из камней, натянули над костром тент, облокотили на деревья рафт, чтоб закрыться от ветра со стороны реки, принесли бревна и сколотили скамейки. Таким образом, получили отличное и удобное место, где смогли разместиться все четырнадцать человек.

Часа в четыре, половина нашей команды отправилась кататься, на разгруженных от вещей двухместных катамаранах, через порог «бочка» второй категории, который находился в двухстах метрах от нашего лагеря вниз по реке. Там, на этом пороге ребятам показывали, как его проходить, показывали, что такое «серфинг», подъем вверх из-за камня, польза обратного течения, заход лагом (боком судна) и другие интересные моменты. Новички получили море впечатлений и эмоций, мокрые и довольные отправились в лагерь, где позже их ждало посвящение в «водники».

Приятные гости
Примерно в полночь, к нашей компании присоединились двое мужчин из соседнего лагеря, имя одного Анатолий, а фамилия другого Вакуленко. Вот такая у меня интересная память… Почему я написал именно фамилию? Дело в том, что этот человек в своей молодости тренировал нынешнего тренера клуба «Буревестник», подарил каяк клубу и сплавлялся с девятиметрового водопада на каяке.

DSCN0424Это конечно не самые большие его достижения, но это то, что мне запомнилось в первую очередь. А вот Анатолий, оказался «матёрым» пешим походником, который обошел, как мне показалось, всю Сибирь. Мы с Дмитрием и мужиками просидели у костра в этот вечер до четырех часов ночи…сами понимаете, что беседы у нас были увлекательные и интересные. На утро нас с Дмитрием отчитали, за убранное не нами наше снаряжение, и после вкусного завтрака мы отправились в путь.

Заключительный день
Следующей нашей остановкой была станция Мундыбаш, где нас должен был ждать водитель, чтоб забрать и увезти домой. До этой станции мы доплыли минут за сорок, но все это время шел дождь и иногда град. Впервые за время нашего сплава у меня замерзли руки из-за холодного весла…наверно, совсем ранней весной без специальных перчаток на воде делать-то и нечего. Приплыв на станцию, машины мы не наблюдали. Как оказалось, телефон у нас разрядился, а место встречи заранее мы не обговорили. Я с Дмитрием и Татьяной пошли на поиски нашего автобуса, посмотрели на дома, остановки, дороги, мостики и различные сооружения, зашли в магазин…вобщем, через час шатания по городу, вернувшись пешком обратно, водитель нас благополучно нашел сам.

Для себя я понял,в общих чертах, что такое водные походы. Какие бы у вас не возникали предубеждения, какие бы доводы не приводили…Попробовать стоит каждому, а дальше уже решайте сами нравится или нет вам этот вид активного отдыха. Решение за вами друзья! 🙂

P.S.: Друзья! Подробный фотоотчет смотрите по этой ссылке!