Выбор туристического рюкзака

Здравствуйте-здравствуйте Активно Отдыхающие!
Выбор качественного туристического рюкзакаВсе мы знаем что такое тяжёлая сумка или рюкзак 🙂 Вспомните поездки на дачу или на отдых, будь это пеший поход, рыбалка, охота или сплав по рекам. Нам всегда есть что взять с собой для комфорта и уюта. Вспоминая детскую поговорку: «Любишь кататься, люби и саночки возить» задумываешься как бы поудобнее и полегче их возить 😉 И только для того чтоб не портить свой отдых и здоровье мы поговорим о правильном выборе туристического рюкзака.

Типы туристических рюкзаков
По своей конструкции рюкзаки бывают трех основных типов:
1) Станковые
2) Полустанковые (анатомические)
3) Мягкие

Станковый рюкзак:
Основан станковый рюкзак на жестком металлическом каркасе, за который закреплены лямки и сам рюкзак. Главное преимущество станковых рюкзаков в том, что вес груза распределяется равномерно и человек идет с прямой спиной. Совсем неважно, что, как и в каком объеме лежит в рюкзаке — вес груза все равно распределится одинаково. Станковый рюкзак  незаменим, когда требуется переносить очень тяжелый и неудобный груз по относительно ровной местности. Но есть и обратная сторона монеты — это то, что жесткая рама является причиной дискомфорта,  увеличенный вес, а так же рюкзак такого типа менее долговечен (возможен отрыв креплений рюкзака от станины, поломка и изгиб самого станка, в этом случае его врядли удастся отремонтировать в походно-полевых условиях). В настоящее время выпускается ограниченное количество таких моделей. Для начинающих туристов такие рюкзаки не рекомендую.

Мягкий рюкзак:
Мягкие, «обычные» рюкзаки, имеют наибольшее количество вариантов конструкций, сводящиеся к различию ткани, спины, лямок, их ширины, способов крепления, пояса и т.д. Такие рюкзаки самые дешевые и легкие, пустые компактно складываются, но зато мягкие рюкзаки наиболее чувствительны к укладке: при неправильной укладке такой рюкзак доставит туристу массу хлопот при его переноске. Я бы такой рюкзак не советовал брать начинающим туристам, хлопот и неудобств    с таким рюкзаком хватает.

Полустанковый рюкзак (анатомический рюкзак):
Полустанковые рюкзаки (анатомические, полужесткие, каркасные, «анатомики») имеют в спине вертикальные вставки из металлических или пластиковых полос (иногда трубок). При этом устраняются все основные недостатки станкового рюкзака, но и эффективность такого каркаса меньше, чем от станка. Конструкция анатомического рюкзака довольно удобна при укладке рюкзака и переноске в нем груза. Рюкзаки такого типа несколько дороже мягких рюкзаков и немного тяжелее их. Основным преимуществом такого рюкзака является равномерное распределение веса и прямая спина при переноске груза. Полустанковые (анатомические) рюкзаки, наряду с мягкими рюкзаками наиболее распространенные. В дальнейшем мы будем говорить только об анатомических и мягких рюкзаках.

На что следует обращать внимание при покупке рюкзака
Конструктивно рюкзак включает в себя: мешок, систему подвески (спинка, лямки, плечевые оттяжки, поясной ремень, подушка под поясницу), клапаны, карманы и прочие полезные и бесполезные приспособления. И на каждый элемент нужно обращать внимание при покупке рюкзака.

Материал рюкзака
Ткань, из которой изготовлен рюкзак, должна быть достаточно прочной и плотной, износостойкой, влагостойкой и грязеотталкивающей, но не слишком тяжелой. Часто ткань рюкзака бывает в фактурную клеточку — примерно через каждые 5-8мм. присутствует утолщенная нить для лучшей износостойкости материала (можно сказать «армированная» ткань). С внутренней стороны они покрыты водозащитным покрытием, которое впрочем, от проливного дождя содержимое рюкзака не спасает. Такие ткани как отечественный «авизент» и ряд других тонких (как на спортивных городских рюкзачках) иногда оказываются недостаточно надежными. Хорошо, если дно рюкзака сделано из более плотной и водонепроницаемой ткани, чем бока (либо из той же ткани в несколько слоев). Но не стоит переживать по этому поводу, часто при покупке рюкзака в комплект входит чехол из плотной водонепроницаемой ткани, дождевик для рюкзака (но не всегда он, уточняйте у продавцов).

Швы рюкзака
Швы рюкзака должны быть обстрочены двойными швами (или прикрыты лентой) капроновой нитью. Обработка оверлоком (обстрочка как у трикотажных изделий, в дешевых моделях рюкзаков) может подвести вас в самое неподходящее время, так как в этом случае ткань через год-другой часто начинается сечься и рюкзак просто расползается по швам. Особенно обидно, если это происходит во время длительной поездки, ведь это очень сложно отремонтировать в походных условиях.

Форма рюкзака
Посмотрите на дно рюкзака, желательно чтоб оно было овальной, округлой формы, а не прямоугольной или угловатой. Иногда делают расширяющиеся рюкзаки, с дополнительным клапаном вверху. Это очень удобно, в нем можно хранить вещи первой необходимости (в моем случае это тарелка ложка и стакан, в других условиях это может быть куртка, дождевик, кофта).

Спинка рюкзака
Спинка рюкзака может иметь различную толщину в зависимости от количества и материала вставок. Цель подобной конструкции — защита спины от небрежно уложенного рюкзака, часто — отвод пота и более равномерное распределение нагрузки на спину. В идеальном варианте для этого в спине должны быть вертикальные широкие упругие прокладки. Иногда вместо этого бывает сплошная вставка из пенки (это неудачный вариант!) или прокладки нет вообще, а спина состоит только из ткани рюкзака (такой вариант крайне не рекомендуется!). На многих современных моделях полустанковых рюкзаков («анатомиках») используется так называемая плавающая подвеска или плавающая система закрепления лямок на спинке. Это позволяет подогнать рюкзак по конкретной фигуре и росту туриста. Наиболее распространенный вариант — закрепление сдвоенной «липучкой» за ряд параллельных горизонтальных строп. У каждой фирмы производителя эта система может иметь различные вариации и названия, но суть одна.

Лямки рюкзака
Лямки рюкзака должны быть довольно толстыми и мягкими изнутри. Лямки из одного слоя пенки быстро сомнутся и станут сильно врезаться в плечи. Форма лямок бывает прямая, серповидная или S-образная. Прямые лямки не позволяют свободно двигать руками. Лямки не должны быть ни узкими, ни чересчур широкими. Для среднего человека оптимальна ширина 6-7 см., сужающаяся к низу. Крепление лямок должно быть строго по росту, даже если рюкзак имеет плавающую подвески (см. выше). Лямки сверху должны плотно прилегать к рюкзаку и не шататься. Верхние оттяжки для лямок, подтягивающие верхнюю часть рюкзака к спине — обязательны (бывают практически всегда).

Грудная стяжка
Грудная стяжка на рюкзаках должна удерживать лямки, не давая им сваливаться с плеч в стороны и надежней фиксировать рюкзак на спине. Однако, если рюкзак подобран по росту правильно, она Вам не потребуется. А вот недостаток у нее весьма существенный — сдавливает грудную клетку при вдохе. Как говорится, на любителя!

Пояс рюкзака
Наличие удобного поясного ремня («поясника», грузового пояса) у рюкзака — обязательное требование. Поясной ремень принимает на себя до 50% веса рюкзака с плеч и спины и перераспределяет его на бедра, а также не дает рюкзаку ёрзать на вашей спине. Ремень должен быть с мягкой прокладкой изнутри, довольно широким (не менее 10 см.), но и не слишком широким, чтобы не мешал ходить и, главное, при надевании рюкзака приходиться на талию, а не на попу. Ремень должен плотно затягиваться на Вас при одетом на одну футболку рюкзаке. Удобно, когда от поясного ремня идут боковые оттяжки — это помогает лучше настраивать ремень как летом на футболку, так и на толстую зимнюю одежду. Рюкзаки без поясного ремня сейчас практически не выпускаются (кроме, разве что самых дешёвых моделей), но если вы их встретите в продаже не покупайте! На пояс ставится пряжка типа «самосброс» или «трезубец», которую в целях безопасности можно легко расстегнуть одной рукой. Как правило, пряжки типа «трезубец» более хрупкие, чем «самосброс». Пряжка поясного ремня — наиболее часто ломающийся элемент, иногда их приходится менять несколько раз за год. И если она сломается в походе и не будет замены — приятного мало. Поэтому не поленитесь после покупки рюкзака зайти в магазин фурнитуры и преобрести две таких пряжки (стоят они очень дешево в городе, но в походе практически бесценны) и положить их в карман рюкзака — лишним не будет.

Крепление лямок
Очень важен способ крепления лямок к низу рюкзака. Рекомендуется, когда они крепятся не за углы на дне, а выше в районе поясного ремня через специальную косынку. В этом случае лучше охват туловища и лучше распределение нагрузки рюкзака.

Поясничная подушка
Поясничная подушка — полезная вещь — горбик на рюкзаке в районе поясного ремня, не дающая рюкзаку сползать вниз, позволяет значительно разгрузить лямки и нагрузить пояс. Лучше когда она сделана не из поролона, а из той же пенки.

Клапаны и карманы
Наличие кармана в клапане (крышке) рюкзака — обязательно (подробнее о преимуществах клапана описано выше). Сюда кладется компас, накидка, нож, полевой дневник и т.д. Очень удобно присутствие небольшого карманчика для документов внутри клапана. Но имейте в виду: клапан наиболее чувствителен к осадкам (во время дождя или мокрого снега клапан намокает первым и сильнее всего), поэтому при хранения в клапане документов не поленитесь завернуть их в полиэтилен. Лично я пользуюсь клип-боксами, кто-то просто пакетами (преимущество клип-боксов в том, что их можно вакуумировать с помощью пустой ручки или трубочки). А вот наличие карманов по бокам и сзади рюкзака — на любителя. Да, это удобно, но есть и свои недостатки: при сильно набитых карманах рюкзак не удобно класть в багажники, на узкие третьи полки вагонов и влезать с ним в общественный транспорт. В таком случае удобны навесные отстегивающиеся карманы. Иногда бывают небольшие карманы на пояснике, туда можно класть ключи, карманные деньги и другие мелочи. Однако, не забудьте, что много карманов это дополнительный вес.

Петли, стропы, кольца, резинки, сетки и прочие причендалы на наружней стороне рюкзака
Наружная подвеска в виде петлей, строп, колец и т.д. на наружной поверхности рюкзака, лямках — вещь также на любителя. Как правило, очень удобная, но многие обходятся и без них. У кого-то они есть на рюкзаках, но ими не пользуются. На самом деле они очень функциональны — за них можно прикреплять к рюкзаку свернутые карематы (коврики), тенты (особенно когда они мокрые), верёвки, кружки, кошки, ледорубы, карабины и прочее железо и т.д. При этом они легко доступны и не рвут рюкзак. Чтобы длинные предметы (например, молоток), прикрепленные по бокам рюкзака, не выскакивали, снизу часто существуют поддерживающие кармашки. Кольца на лямках удобны для переноски фотоаппарата, рации, отдыха рук, для чего иногда предусматривают специальные петли.

Нижнее отделение рюкзака
Нижнее отделение («бомболюк», «мышиная нора») на самом деле мало функционально. Если в рюкзак по кругу вставлен каремат, то воспользоваться нижним «лазом» в рюкзак всё равно невозможно. Если же коврика нет, то вытащить нужную вещь также затруднительно, а положить её на место — тем более. Кроме того, после выемки вещи из «бомболюка» хорошо стоящий ранее на земле рюкзак стоять отказывается напрочь. В целом, вещь — на любителя. Я, например, предпочитаю рюкзаки с ними, ведь в этот отсек можно складировать весь свой провиант, и не доставать перед едой все свои вещи из основного отсека рюкзака.

Боковые лямки рюкзака
Наличие боковых утяжечных лямок — обязательно. Они позволяют регулировать объем рюкзака в 2 и более раз и рюкзак никогда не будет выглядеть мешком, всегда будет держать форму. Однако они практически теряют свой смысл, если внутрь рюкзака вставлять по кругу каремат (туристический коврик-пенку) — каким диаметром стянули каремат, такого диаметра и будет рюкзак. Также боковые лямки незаменимы при транспортировке тонких и длинных негабаритных предметов: альпеншток, лыжные палочки, сами лыжи при пеших переходах и т.д. При этом лямки ослабляются, под них вставляются нужные предметы и потом вновь затягиваются. Форма и удобство самого рюкзака при этом не изменится, но вы избавите руки от лишнего груза.

Ручки на рюкзаке
Для удобства одевания рюкзака или загрузки его в транспорт должны быть прочные ручки не менее двух. Одна из них обычно расположена выше крепления лямок, а другая на противоположной стороне. Ручки могут быть и по бокам.

Определяемся с объёмом рюкзака
Теперь нужно определиться с объёмом самого рюкзака . Объем туристических рюкзаков измеряется в литрах и колеблется от 60 до 150. Как выбрать нужный объем? Если купить слишком маленький рюкзак, может случиться так, что придется навешивать часть снаряжения снаружи или таскать на груди маленький рюкзачок («кенгурятник»), что не хорошо или тащить что-то в руках, что совсем плохо. Но и покупать слишком большой рюкзак также не стоит (иначе вам всегда найдут, что в него положить 😉 и рюкзак будет слишком тяжелым). Я рекомендую использовать следующие объёмы: Для школьников — 50-60 литров. Для девушек — 60-80 литров. Для мужчин — 90-120. Если вам он и покажется слишком большим, стоит помнить, что его всегда можно утянуть лямками (сделав из 120-литрового рюкзака литров 80). Следует учесть и то, если вы привыкли носить каремат (туристический коврик-пенку) внутри рюкзака, она будет «съедать» около 5-10 литров объема из-за не полного соответствия рюкзака форме цилиндра.

 Вес рюкзака
Вес пустого рюкзака зависит от его типа (мягкий или полустанковый), материалов и от количества дополнительных прибамбасов. Иногда может достигать 3-4 кг! Однако, в соответствии с вышеизложенными рекомендациями и рюкзак менее 2,5 кг сейчас купить также не получится. У заядлых туристов есть «никогда не выгружающийся» набор предметов в рюкзаке (как правило, в карманах) — различные инструменты, фонарики, свечки, спички, компас, блокнот, походная печка, аптечка, средства личной гигиены, шесть томов Тургенева, «Война и Мир» и прочее :). Вот и получается, что рюкзак вроде бы и пуст, но уже весит десять килограмм 🙂 На вес пустого рюкзака я не обращаю внимания, ведь когда вы его набьете своими вещами уже будет все равно.

Share Button