Ергаки — мои первые горы! (Часть 5)

Спускаемся к озеру Светлое

Хотя до нашего базового лагеря оставалось совсем немного, самое трудное, как оказалось, было еще впереди. Продвигаясь почти постоянно только вниз, мы рисковали очутиться на мокрой земле. От усталости ноги гудели, внимание ослабло и участники группы то и дело приземлялись на «пятую точку». Грязно, мокро, скользко…

Но медленно и верно мы приближались к озеру, которое я переименовал в озеро Надежды. Так хотелось поскорее просушиться и отдохнуть. Пройдя небольшое болото в восточной части озера мы в восемь часов вечера вышли к нашему базовому лагерю на озере Светлое.

Даже не переодеваясь в сухое все засуетились. Мы с «Дедом» пошли за заброской. Серега с Натальей принялись разводить костёр из промокших веток. Было тяжело, но надо было работать. Довольно быстро и слаженно мы добились того, что уже через полтора часа костёр горел, палатки стояли, еда варилась…

Лагерь на озере Светлом. Позади пик Птица, пик Звездный и гора Видовка

Это был наш прощальный вечер. Римма Ивановна с ребятами на следующий день собиралась домой. Взрослые выпили немного на прощанье. Этот день был, пожалуй, одним из трех самых сложных дней этого похода.

11:10 – выход из лагеря
11:50 – Парабола. Восхождение на пик Восточный Брат ()
13:55 – начало спуска в долину Горных Духов
14:40 – 14:50 – веселье у снежника
16:20 – перевал, восхождения на «плечо» пика Птица
17:50 – начало спуска
20:05 – лагерь на озере Светлое.

Днёвка на Светлом

6 июля

Самый скучный день. Весь день, почти не переставая, лил дождь. Лежали в палатке. Играли в карты, писали дневники, изучали карты района. Сережка проводил Римму Ивановну и ребят вниз до дороги.

Супер-день: пер. Звездный — пер. Пикантный — пер. Видовка

7 июля

День Иван Купалы. Утром осторожно выбираюсь из палатки – лишь бы никто не облил! Но все было сухо! Позавтракав, мы двинулись в путь. День планировался быть самым сложным (примерно таким он и вышел!). Выглядел наш планируемый маршрут на сегодня не хило — три перевала за день, при этом один из-них конкретная «двойка а». Итак, мы, с большим рвением после вчерашней лежки в палатках, двинулись вверх. Пройдя минут 40, решили отдохнуть и попить. Тут-то все и началось! Уже не помню кто начал первый, но через минуту мы все были одинаково мокрые с головы до ног!

Подсохнув, мы стартуем с подножия перевала прямо в лоб. Со стороны подъёма склон очень простой и без приключений мы забрались на перевал. С него открылась изумительная панорама Братьев, озера Духов и долины реки Тайгиш. Все было миленько до тех пор, пока я не посмотрел прямо вниз, непосредственно туда, куда нам предстояло спускаться.

Тут, неожиданно для самого себя, я почувствовал очень сильное желание поесть. Незаметно, за пару минут, я поглотил весь свой дневной паёк, которого по плану должно было хватить часа на три-четыре. Спуск с перевала, в принципе, оказался не так уж и сложен. И можно было обойтись даже без веревок, но мы перестраховались. Спуск в самой сложной части перевала занял у нас 2,5 часа и три веревки.

Пик Звездный (слева), перевал Звездный (ближайший кулуар к пику Звездный) и пик Птица. Вид с озера Горных Духов

Передохнув и успокоившись (это я про себя) мы продолжили спуск. Спустились к озеру Духов, прошли вдоль его берега и у северо-восточной оконечности сделали привал на обед. Лапша, колбаса, сухари и на десерт мороженное. Лично мне не очень оно понравилось, но на всякий случай рецепт: «берется банка сгущенки и смешивается со свежим (если нет свежего, то пойдет и старый) снегом».

Пока отдельные товарищи, за милую душу, уплетали этот горный десерт, я предпочитал ждать пока снег растает и, смешавшись со сгущенкой, станет просто холодным молоком. На обед ушло около часа времени. Обошли траверсом боковой отрог и вышли на площадку с которой открылся очень живописный вид. Не желая терять высоту мы стали двигаться траверсом по направлению к перевалу Пикантный.

Перевалы Тайгиш в отражении озера Горных Духов

Итак, не спускаясь в долину, мы продолжали свой путь. Но оказалось что спуска нам не избежать так как мы вышли на отвесные скалы. Спустившись на дно долины, сплошь уложенной валунами огромного размера, мы двинулись вверх. Путь был довольно изматывающий, так как приходилось постоянно перепрыгивать с одного валуна на другой. Хорошо, что рюкзака у нас всего два на пятерых, и несём мы их по очереди.

Путь был довольно изматывающим, но вот вдали показался перевал, и собрав все силы мы дали марш-бросок. И какого же было наше удивление, когда вместо желанного перевала мы оказались всего лишь у конечной морены уже исчезнувшего ледника. Морена создала подпруду и в образовавшейся котловине появились сразу несколько небольших озер.

Теперь мы ясно видели нашу цель, она была ещё на 200 метров выше! Серега, сорвавшись во время перекура, устремился на штурм. Мы пошли не торопясь. Скажу сразу, что на подъём, на перевал с морены у нас ушло ещё 1,5 часа.

Обойдя озеро слева, мы пошли прямо на перевал, который выглядел довольно грозно. Но, подойдя к подножию, мы увидели снег (ведь это был северный склон). Я стал подниматься прямо по следам Сереги. Серега, не подумав о группе, просто забежал на перевал. Поэтому мне пришлось буквально выбивать носком ботинка ступени. Довольно легко поднявшись, мы увидели там Серегу, который сразу же получил порядочную взбучку от Дяди Вовы за отделение от группы.

Так как время поджимало, мы отдохнули всего пять минут и начали спуск по направлению к третьему перевалу за сегодня – перевал Видовка. Тут, или от усталости или наоборот от радости что самая сложная часть маршрута нам удалась все развеселились: минут 20 мы шли и не останавливаясь смеялись, пели и прямо на ходу рассказывали всякие смешные байки… Однако, как только спуск закончился и начался подъём, хорошего настроения как и не бывало. Подъём виделся не таким простым. Уж порядочно мы уже устали за сегодня!

Медленно но верно мы поползли вверх. Прямо за спиной было красивое озеро Золотарное. В 20:15 мы вышли на перевал. Хотя до темноты было еще далеко, ещё дальше было лагеря на Светлом, ставшем нам самым настоящим домом.

Передохнув у скалы «Слоник» — останца на перевале Видовка – мы начали спуск, как обычно т.Наташа снова повеселела. Спуск был довольно тяжелый и состоял из плотного кустарника. Скорость ходьбы упала очень сильно, и только к 11 часам мы добрались до лагеря и быстро, пока не стемнело, принялись разводить костер и ставить палатки. В этот день мы сидели у костра очень долго, часов до двух ночи. Правда где-то в полночь Серега ушёл спать, а мы с т.Наташей остались у костра. Она рассказала мне пару легенд о Саянах.

Это был один из трех самых трудных дней. Хотя по карте мы прошли всего 13 километров, ощущение было на все пятьдесят! Далее нас ожидает водопад Тушканчик и озеро Золотарное.

9:30 – выход из лагеря
11:45 – перевал Звездный (2А, 1950 м.)
12:15 – 14:35 – спуск с перевала
15:30 – 16:40 – обед на озере Горных Духов
18:20 – морена под перевалом Пикантный
19:50 – 20:15 перевал Пикантный (1Б, 1850 м.)
21:45 – перевал Видовка (1А, 1700 м.)
23:00 – лагерь у оз.Светлое

P.S.: Эта история подробная и интересно написана автором. С 1996  и до наших дней природные красоты Ергаки сохранились. Информация и фото взяты с этого сайта.