Ергаки — мои первые горы! (Часть 1)

Это был промежуток времени с 2 по 16 июля 1996 года.

Нитка маршрута: Абакан — Усинский тракт — река Тушканчик — озеро Светлое — перевал Тушканчик (н/к) — озеро Нижнее Буйбинское — перевал Художников-2 (1А*) — перевал Нижняя Парабола (н/к) — перевал Птица (1А) — озеро Светлое — перевал Звездный (2А) — перевал Пикантный (1Б) — перевал Видовка (н/к) — озеро Светлое — водопад Тушканчик (радиально) — озеро Золотарное — перевал Зеленый (1А) — озеро Безрыбные (радиально) — перевал Близнецы Западный (1Б) — восхождение на пик Зуб Дракона (2176 м) — связка перевал Жарки — перевал Восточный (1А) — озеро Большое Буйбинское — река Верхняя Буйба — ручей Луговой — озеро Светлое — река Тушканчик — Усинский тракт — Абакан.

Ключевые точки по маршруту можно найти на карте: скачать

Подробное описание и информация, фотографии и эмоции далее.

Подготовка к походу в Ергаки

Ергаки славятся своей красотой не только в Сибири, но и по всей стране. Высокогорный рельеф, глубокие троговые долины, каровые озера, многочисленные водопады…Всё это делает поход в Ергаки прекрасным местом для ценителей первозданной природы. Немаловажно и то, что добраться до озера Светлого или озера Радужного (отправные точки большинства маршрутов в Ергаках) можно всего за 3-4 часа треккинга от дороги Абакан-Кызыл. Большинство вершин главного хребта Ергаков превышают 2000 метров, высшая точка – пик Звездный (2265 м). Большинство перевалов имеют отметки, превышающие 1500 м, и находятся в гольцевом поясе. Квалифицировано около 15 перевалов, в том числе 4 перевала категории 2А, 6 перевалов категории 1Б.

Летом 1996 года Герман Николаевич Бабушкин собирал группу в поход по Байкалу. Но по ряду обстоятельств поход на Байкал пришлось перенести на следующий год, а я был передан в заботливые руки Владимира Георгиевича Фиофилова, который собирал группу на Борус. Однако на одном из вечеров зеленогорского турклуба «Фирн» появилась Римма Иванова и предложила нам другой вариант – поход в Ергаки, куда сама собиралась с детьми в середине июня. На том и порешили. Начались сборы.

Итоговый состав группы:

• Владимир «Дед» Фиофилов — IV-ка горная, 43 года, руководитель
  • Нелли Симонова — III-ка горная, 48 лет, завхоз
  • Наталья Рябых — III-ка горная, 30 лет, доктор
  • Дмитрий Ковинов (то есть я) — нет опыта, 15 лет, фотограф
  • Сергей Рубаненко — нет опыта, 14 лет, реммастер

Был назначен пищевой рацион. Мне было отведено закупить, упаковать и нести в течение всего похода

• три банки тушенки
  • сухари из 2 буханок хлеба
  • 5 банок рыбных консервов
  • 1,5 кг манки

В итоге получилось 12,5 кг. Примерно столько же, но разумеется других продуктов, было у остальных. Таким образом, наша раскладка на этот поход в Ергаки тянула на 850 гр на человека в день.

Из общественного снаряжения я нес: двуручную пилу, бухту 11-мм веревки , а из личного в дополнение к обычному: грудную обвязку, карабин и верхонки. Плюс, так как моя мама — медик, мне было поручено собрать аптечку. В неё попали следующие медикаменты: таблетки желудочные, обезболивающие средства, таблетки от инфекционных заболеваний, перевязочный материал, 200 гр медицинского спирта, антисептики и эластичный жгут.

Необходимо сказать, что до похода в Ергаки я был самым настоящим «чайником». У меня не было ни опыта больших походов, и главное на тот момент, практически никакого туристического снаряжения! Пришлось покупать рюкзак, спальник и диковинный для меня противоэнцифалитный костюм.

Дорога в Ергаки

Итак, начало похода (посадка на автобус по маршруту Зеленогорск–Заозёрная) было назначено на «пять тридцать в понедельник». В воскресенье, я, как добросовестный турист, собрал рюкзак (он получился 37 килограмм!), попробовал с ним походить по дороге около дома. Тогда он показался мне не просто тяжелым, а очень тяжелым. Благо до этого похода я раз шесть ходил с весом 15-20 килограмм в гору около дома (накладывал в рюкзак кирпичи).

В общем, в урочный день, встав в 4:20 утра я добросовестно позавтракал и запряг папу везти меня к автобусу. Подъехав к месту я обнаружил, точнее Не обнаружил ни души из нашей группы. В полном недоумении, дождавшись отправления автобуса, я отправился к «Деду». На звонок в дверь мне открыл заспанный, но уже гладко выбритый человек с недоумением на лице. В ответ на его недоумение я принялся объяснять ему, что наш автобус уже ушел, на что получил вполне ясный ответ: «Дима, поезд от Заозёрки в семь часов вечера!» Развернувшись, я пошёл домой и лёг спать ещё часа на два. Когда с работы пришла мама, то она очень удивилась почему я все еще дома. Затем, уже без приключений, мы добрались до Заозерки, а затем до станции Уяр.

Проводы на автовокзале Зеленогорска

В Уяре начались новые сюрпризы: оказалось, что ранее заказанные билеты на места в поезд оказались в разные вагоны. После непродолжительного разговора Наташи с кассиром всё уладилось.

2 июля

В поезде ехали нормально, и в Абакан приехали в 11 часов 15 минут утра следующего дня. Нам повезло, и уже в 12 часов мы сидели в автобусе Абакан-Кызыл. Нужно заметить, что в автобусе, скорее всего только мы одни были русскими, остальные – тувинцы. Автобус был хороший – Икарус, и мы отправились в путь. По дороге я немного поспал, но через 3 часа стали появляться горы. Тут весь сон как рукой сняло. Наш автобус, как оказалось, хорош был только с виду.

В селе Ермаковское автобус сделал большую остановку у придорожного кафе, где мы, как и почти все пассажиры, плотно пообедали. Почти сразу после Ермаковского дорога пошла в гору. Наш Икарус, как «ишак» был вынужден останавливаться через каждый час чтобы не перегреться. Поднявшись наверное на самую высокую точку дороги порвались ремни на двигателе и последовала еще одна часовая остановка. Но несмотря на эти неприятности впечатление от гор, виднеющихся в основном слева от направления движения было огромным. Я смотрел на какую-то «голову Саяна», на «птицу», «звёздный» и даже не мог себе представить, что через три-четыре дня я сам буду пробираться среди этих вершин…

Ну вот, в пять часов вечера наконец-то появилась река Тушканчик, которую мы так долго ждали. Не успев выйти из автобуса мы увидели нашу знакомую, Римму Ивановну, которая уже поджидала нас. Поздоровавшись мы двинулись в путь…

Продолжение истории =>здесь<=

P.S.: Эта история подробная и интересно написана автором, с 1996 природные красоты Ергаки сохранились и в наше время. Информация и фото взяты с этого сайта.